Программа
«Здоровье»
Предметом острой общественной тревоги
стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья
детей.
Все более осознается как актуальная
задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость
преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения
жизнеспособности подрастающего поколения.
Здоровье детей школьного возраста, как
и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье
родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье,
образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей,
является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Программа «Здоровье» основывается на
1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка;
2.Конституцию
Российской Федерации;
3.
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4.
Национальную Доктрину образования Российской Федерации;
5.
Закон РМ «Об образовании»
Основные
концептуальные положения Программы «Здоровье»:
1.
Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка,
направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.
2.
Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не
зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других
отличий.
3. Программа находится
в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой
сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и
родителей.
Цели
программы «Здоровье».
1.Формирование
у школьников знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного
отношения к нему, профилактика вредных привычек.
2.
Продемонстрировать многогранную природу здоровья.
3.
Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
4.
Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям,
навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
5.
Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в
контексте укрепления здоровья.
Основные
задачи и содержание работы в школе
по
реализации программы «Здоровье»
1.
Учитель ставит перед собой следующие задачи:
-
поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;
-
валеологический анализ уроков;
-
разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование
здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей
детей;
-
содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных
отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;
-
пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.
2.
Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в классе являются
диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
3.1.
Диагностическая деятельность.
Учитель
вместе с медработником школы, с родителями решает следующие конкретные
диагностические задачи:
- диагностический мониторинг
физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и
работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного
аппарата и органа зрения;
- диагностика готовности ребенка к
поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;
- диагностика состояния адаптационных
механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;
- контроль за сбалансированностью
питания;
- мониторинг причин, влияющих на ухудшение
состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.
3.2.
Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью
формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни,
желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным
предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и
физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.
Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми,
педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной
работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:
- прием детей в первые классы,
диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с
целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;
- разработка комплекса развивающих,
профилактических и коррекционных упражнений для занятия с детьми. Совместно с
педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с целью их
улучшения адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального
развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом
переходном этапе.
3.3.
Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической
культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового
образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать
следующие задачи:
- консультация педагогов, родителей по
проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так
и групповой характер;
- индивидуальные и коллективные
занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
- повышение валеологической
грамотности через работу учителя на уроках и вне, родительских собраний;
- на базе библиотеки комплектация
библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Предположительные
результаты реализации программы
«Здоровье»
1.
Сформировано ценностное отношение к
здоровью всех участников педагогического процесса.
2. Сформирована валеологическая культура
педагогов, учащихся и их родителей.
3.
Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу
жизни.
4.
Отслежены параметры личностного здоровья всех учеников класса (совместно с
медицинскими работниками).
5.
Создана школьная модель профилактики и
коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании). (Приложение) |